поиск

классификация

Гагарообразные
Гагаровые
Поганкообразные
Поганковые
Буревестникообразные
Альбатросовые
Буревестниковые
Качурковые
Веслоногие
Пеликановые
Олушевые
Баклановые
Фрегатовые
Аистообразные
Цаплевые
Ибисовые
Аистовые
Фламингообразные
Фламинговые
Гусеобразные
Утиные
Соколообразные
Скопиные
Ястребиные
Соколиные
Курообразные
Тетеревиные
Фазановые
Журавлеобразные
Журавлиные
Пастушковые
Дрофиные
Трехперсткообразные
Трехперстковые
Ржанкообразные
Авдотковые
Ржанковые
Шилоклювковые
Кулики-сороки
Якановые
Цветные бекасы
Бекасовые
Тиркушковые
Поморниковые
Чайковые
Чистиковые
Рябкообразные
Рябковые
Голубеобразные
Голубиные
Кукушкообразные
Кукушковые
Совообразные
Сипуховые
Совиные
Козодоеобразные
Козодоевые
Стрижеобразные
Стрижиные
Колибри
Ракшеобразные
Сизоворонковые
Зимородковые
Щурковые
Удодообразные
Удодовые
Дятлообразные
Дятловые
Воробьинообразные
Питтовые
Ласточковые
Жаворонковые
Трясогузковые
Личинкоедовые
Бюльбюлевые
Сорокопутовые
Иволговые
Дронговые
Скворцовые
Врановые
Свиристелевые
Оляпковые
Крапивниковые
Завирушковые
Славковые
Корольковые
Мухоловковые
Дроздовые
Кустарницы
Суторовые
Длиннохвостые Синицы
Ремезовые
Синицевые
Поползневые
Пищуховые
Белоглазковые
Ткачиковые
Вьюрковые
Древесницевые
Овсянковые
Кардиналовые
Трупиаловые
видео

Обыкновенная пустельга

Falco tinnunculus (Linnaeus, 1758)

Common Kestrel
© Игорь Фефелов



все фотографии серии (кликабельны):


автор: Игорь Фефелов
место съемки: Смоленщина, Иркутский р-н
дата: 1985-05-19
фотоаппарат: Зенит, Таир-3
комментарии:
2023-12-20. Александр Нефёдов:

на степную пустельгу похоже


2023-12-21. Игорь Фефелов:

Спасибо, это, конечно же, не горлица - просто перед этим вчера был разговор о горлицах, видимо, машинально и поставил. Это самец обыкновенной пустельги.


2023-12-21. Игорь Фефелов:

Хотя хвост заметно "заклинен", сомневаюсь, что там была бы степная. А обыкновенные в этом ельнике гнездились, в вороньих гнездах. Если это была бы степная, было бы весьма интересно, но качество слайда, к сожалению, цвет когтей и окраску рассмотреть точно не даст.


2023-12-21. Александр Нефёдов:

Кроме "заклиненности" хвоста, когти от основания и почти до половины длины, светлые (светлее жёлтых лап), а там, где проецируются на ветку, кажутся тёмными.


2023-12-21. Игорь Фефелов:

О когтях я тут, имея оригинал слайда, уверенно заверяю: установить их цвет тут невозможно в принципе. Тут видно только сами пальцы.


2023-12-21. Игорь Фефелов:

С цветом крыла, увы, то же самое.


2023-12-21. Анна Ясько:

То, что белые вершины рулевых перьев почти не видны, просвечиваются, создается впечатление клина, учитывая, что на центральных рулях белое вершинное пятно значительно уже, чем на крайних. Поэтому только на форму хвоста в данном случае опираться я бы не стала. Такого же ракурса я не нашла пока (времени нужно побольше), но вот примерные обыкновенной пустельги - раз, два, три. Еще и от позы птицы зависит.


2023-12-21. Анна Ясько:

По окрасу крыла. Плечико мне как раз видится полностью рыжим.


2023-12-21. Игорь Фефелов:

***Плечико мне как раз видится полностью рыжим.***
Да, больше похоже на то, но там баланс цветов вытянутый, поэтому непонятно, какое оно фактически.


2023-12-21. Игорь Фефелов:

Добавил другое фото, сделанное другой "мыльницей". Ну тут видно не то чтобы больше...
И кистевой сгиб, и конец хвоста подсвечены освещением. Но мне тоже думается, что у самца степной пустельги был бы боле заметен контраст в окраске между сгибом крыла и тем, что правее.


2023-12-21. Александр Нефёдов:

О цвете оперения - рассматриваем детали, которые, мягко говоря, спорные. Клиновидность хвоста - единственный очевидный признак.


2023-12-21. Вадим Ивушкин:

Насколько я понимаю тут и по срокам обыкновенная: степная так рано не прилетает на северную границу ареала, а 9 мая 85го там еще вполне мог снег лежать местами.


2023-12-21. Александр Нефёдов:

В Иркутске с 1 мая 1985 (днем +9,9) ежедневно, по 9 мая (днем +26,8), повышалась. Далее весь май менялась от - 11 мая(миn +13,8), до 20 мая (мах +30.6). Вполне могла при(за)лететь.


2023-12-22. Игорь Фефелов:

20-го мая +31? Ой, что-то на этом ресурсе с температурой накосячили. Теплая была весна, но точно не настолько.


2023-12-22. Игорь Фефелов:

И уточняю дату и вообще данные по записям. Это не 9 мая, а 19 мая. Может быть, даже не сильно и накосячили с температурой - 19-го температура была +26, может быть, на другой день и в самом деле было +31. Самец был явно на гнездовом участке, беспокоился.


2023-12-22. Игорь Фефелов:

Ну и что это не была степная пустельга, сомнений у нас, судя по всему, точно не вызвало. Дело в том, что 5 июня 1983 г. группа студентов и орнитологов на Ново-Ленинских болотах наблюдала самца степной пустельги. В публикациях по Иркутской области это упоминалось. Я, собственно, при этом тоже присутствовал. Но сами детали события - точнее, детали самой птицы - плоховато уже помню. Более того, никак не могу сказать, что сам я ее хорошо разглядел, и сейчас вообще имею сомнения, что это вообще была именно степная и не обыкновенная. Но, так или иначе, под влиянием этого случая в последующие несколько лет приглядывались ко всем встречаемым пустельгам мы очень серьезно. Во всяком случае к самцам: хороших полевых определителей тогда не было, так что к самкам даже и не пытались, разве что на расстоянии видимости когтей (но такое, судя по всему, случалось очень редко)


2023-12-22. Игорь Фефелов:

А слайдов ведь оказалось два! Я нашел и второй, не вставленный в рамку.
В общем, хотя хвост и странный, но это обыкновенная пустельга. Хвост, скорее всего, сильно обтёрт за зиму (возможно, птица и зимовала где-то в окрестностях, при контактах с фирновым снегом в конце зимы перья сильно изнашиваются, причем сильнее с краев, чем в центре).


2023-12-22. Александр Нефёдов:

Неравномерная "обтёртость" хвоста маловероятна - кончики перьев округлые. По цвету оперения на 2-й фотографии мной определяется скорее самка. Тогда точно степная.
Случай не ординарный, предлагаю не спешить и выставить для определения на обсуждение.


2023-12-22. Игорь Фефелов:

С такой окраской хвоста-то самка? Ну уж то, что хвост не полосатый, это тут так же очевидно.


2023-12-22. Анна Ясько:

Да, хвост не самочий.


2023-12-22. Александр Нефёдов:

да понятно, что полос не видно, как и пестрин - только общий фон, да и тот на уровне субъективных предположений. Как и когти. Аргумент для обсуждения вижу пока только один - клиновидность хвоста.


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

Александр, данные цифры мало полезны в понимании как это на самом деле. До плюсовых параметров воздух может прогреваться у нас и зимой, но в условиях горной местности (а разговор идет о примерно 400 м над уровнем моря) окруженного со всех сторон горами под 2000м и более) все не так однозначно. Те же -26 днем 9-го мая заканчиваются вечерней пыльной бурей с понижением температуры и выпадением снега всего в 40-50 км от города. Надо смотреть на реальные суточные перепады. А то что устанавливалось после 20-го мая уже практически было летним (летним - в кавычках, так как ночные минусовые заморозки могли продолжаться до 10 июня). Только один раз сильные заморозки в это время в самом городе привели к тому, что померзли березы. А в те времена примерно в 20-х числах мая береза только начинала цвести и распускать листья.


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

Игорь, дату смени.


2023-12-22. Игорь Фефелов:

Вадим, спасибо, забыл. Кстати, мы случайно не с тобой тогда ходили?


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

Не, я там только по ранней весне был первый раз в 84-м, а потом только с осени 1985-го (или даже 86-го).


2023-12-22. Игорь Фефелов:

А вот и нет! Ровно через неделю, 26 мая, мы кольцевали там воронят, но не в ельнике, а значительно ближе к Турбазе. Еще, помнишь, наверно, дедушка с внуком приняли нас за мучителей птенцов, пока мы сидели на дереве. Но с тобой ли мы были там 19-го - не помню. Может быть, с Ковшаровыми, например, либо еще с кем-то.


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

С Ковшаровым, в 85-м я готовился к выпускным экзаменам :)


2023-12-22. Игорь Фефелов:

Но 26-го кольцевали точно с тобой.


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

Ну... мы их кольцевали прямо на окраине Смоленщины, недалеко от переезда (метров 300-500 восточнее), гнездо было невысоко на кусте черемухи, а точно воронят или все-таки сорочат? И может год был другой?


2023-12-22. Александр Нефёдов:

Игорь, всё правильно. Просто посмотрел погоду 1985 г. и уточнил возможность прилёта. Среднесуточные плюсовые температуры позволяли в начале мая прилёт. Снег и нас, на равнине, до июня может лежать вдоль дорог на южной стороне плотных лесополос. Хотя даже стрижи к середине мая уже прилетают. Заморозки со снегом бывали и в июне, а в мае довольно обычны.


2023-12-22. Александр Нефёдов:

"В те времена", помню без источников 19 мая 1970, у нас береза тоже "только начинала цвести и распускать листья".


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

На равнине все по-другому. Чтоб к нам попасть, даже если у нас и чуток согрелось, надо преодолеть заснеженные горы и холод с Байкала, или замершего Хубсугула. И это не главное. Кушать то все это время что? Все-таки рацион степной пустельги под насекомых больше заточен или нет? Хирономиды, которыми питаются стрижи, даже у нас с февраля начинают периодический лет, а вот что покрупнее не раньше второй декады июня.


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

Алексанр, а у вас это где, если не секрет. Извините, я не в курсе.


2023-12-22. Игорь Фефелов:

Вадим, точно в этом году и точно этого числа, во второй половине дня - с 15 до 20. Видимо, нашлось у тебя какое-то время. Гнездо это было на березе, в районе зоны отдыха с качелями. Но вообще вороньих гнезд, где мы кольцевали птенцов, было два (по 5 птенцов, местоположение второго не помню, так как там никто нас не грозился с дерева стащить) видели еще два гнезда с яйцами либо птенцами, а также два сорочьих с птенцами (полагаю, туда было нельзя залезть). Наверняка одно из них и было на черемухе в 300 м восточнее переезда.
До этого ельника, судя по записям, мы тоже дошли.


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

25-го последний звонок... И вот еще проблема: а как мы состыковались?


2023-12-22. Игорь Фефелов:

Так именно что в субботу 25-го, а не в воскресенье 26-го! Вот , видать, как-то и состыковались в воскресенье в промежутке между последним звонком и подготовкой к экзаменам.


2023-12-22. Александр Нефёдов:

Вадим, извините, назвал вас Игорем. Со всем согласен. Подчеркнул, что у нас (Омская обл.) равнина, так как в Иркутском р-не не так. Но стрижи, насколько помню, и в Иркутск в те же сроки, что и в Омск, прилетают. О сроках прилёта Омской с. пустельги (думаю и Иркутской) нет наблюдений. Стрижа есть, и сроки как у "поздно прилётных" видов птиц. Вероятно, связаны с доступностью пищи (насекомых), и они позже, чем у с. пустельги. Поэтому стрижей упомянул.


2023-12-22. Вадим Ивушкин:

Александр, спасибо. Теперь все понятно. К нам (в р-н Иркутска) степная пустельга в принципе не прилетает, ни в какие сроки. Только существует вероятность залета, так как ближайшие места регулярного гнездования "всего" в 400-500 км по прямой. А может такая форма хвоста не совсем показатель? Вот тут степная пустельга, а хвост круглый и вопросов нет...


2023-12-22. Александр Нефёдов:

Вадим, может и не совсем... Только определители обычно указывают. И из личного опыта встреч у обыкновенных нет. Степных видел всего несколько раз. Может есть гибриды? На вашем примере не однозначно, заметно что центральные рулевые расположены ниже остальных...


2023-12-22. Александр Нефёдов:

в смысле центральные рулевые держит ниже.


2023-12-23. Игорь Фефелов:

К форме обреза хвоста у этой пары видов я давно уже отношусь без больших ожиданий. Особенно после того, что в прошлом году был повод просмотреть большое число фотографий обоих видов со сложенными хвостами. В ряде, если не большинстве, определителей этот признак не относится к важным. Скажем, у Свенсона указано только то, что "у некоторых степных пустельг средняя пара рулевых несколько удлинена, у обыкновенной пустельги это встречается только как исключение", о хвосте всё (плюс "хвост и крылья слегка короче, чем у об.пустельги").


2023-12-23. Игорь Фефелов:

А Форсман (Flight identification of raptors of Europe, North Africa and the Middle East), оказывается, форму обреза хвоста у пустельг вообще проигнорировал.


2023-12-23. Александр Нефёдов:

Да, про обрез хвоста как признак степной "определители обычно" указывают, некоторые нет. Как определяющий признак - чаще нет. Рябицев (2014), например, выделяет его, но тут же подчёркивает, что для самок выражено слабо. Вопрос, несомненно, неоднозначный и требует изучения.


2023-12-23. Александр Нефёдов:

Возможно, причина некоторых "разногласий" и в том, что у разных популяций по разному выражено.


2023-12-23. Игорь Фефелов:

Похоже, это всё-таки не популяционная вещь, а относящаяся скорее к какому-то из видов негеографической изменчивости.

Билл Кларк в своем определителе хищных тоже о форме обрезов хвоста ничего не говорит. Только о выдающихся центральных рулевых пишет, и то же самое, что и Свенсон: что это признак наводящий на предположения, но не диагностический, так как встречается и у обыкновенной пустельги. Насколько вижу по его определителю и по своей с ним переписке про болотных луней, он человек весьма дотошный, если про что-то упоминает, то к месту, а если не упоминает, то это не является важным.


2023-12-23. Вадим Ивушкин:

Кларк или Свенсон?


2023-12-23. Игорь Фефелов:

Кларк. Со Свенсоном я даже однажды виделся, но не переписывался.


2023-12-23. Вадим Ивушкин:

ОК, к Свенсону есть вопросы (стареет).



кодовое слово

* все поля обязательны для заполнения